Основной причиной детского церебрального паралича являются изменения в структуре головного мозга, а ведущими симптомами – различные нарушения в двигательной сфере. Расстройство движений основано на искажении импульсов, идущих от мозга к мышцам, и патологическом состоянии самих мышечных групп.
Тонус мышц может быть повышенным или пониженным. Из-за неправильных команд, идущих от мозга, возникают непроизвольные движения в одной или сразу нескольких мышечных группах. ДЦП у детей зачастую сопровождается шаткостью походки и нарушением координации, что влечет за собой частые падения. Для данного заболевания также характерна задержка физического и умственного развития.
Характеристика ДЦП
Детский церебральный паралич – это термин, представляющий группу хронических заболеваний, характеризующихся расстройством центрального контроля двигательной способности.
- Обозначение «детский» представляет период, в котором болезнь проявляется.
- Термин «церебральный» определяет, где происходит расстройство (в головном мозге).
- Указатель «паралич» говорит о том, что заболевание вызывает проблемы с двигательными способностями.
Диагноз ДЦП означает только мозговое поражение, т.е. не включает нарушения движения, вызванные расстройствами периферических нервов или мышц. Болезнь характеризует плохое развитие или повреждение моторных (двигательных) областей головного мозга, что приводит к недостаточному контролю движения, неправильному положению туловища и конечностей. ДЦП начинает проявляться в первые несколько месяцев или лет жизни (как правило, в 1-й год), но не ухудшается с возрастом.
Последствия ДЦП
Последствия ДЦП могут проявиться как сразу, так и в более позднем возрасте, когда ребёнок уже вырос.
- Чаще больные не могут полноценно передвигаться своими ногами. Из-за дискоординации движений им не только тяжело ходить, но также трудно удерживать равновесие стоя.
- Больные не способны выполнять определённые виды моторики конечностей, из-за чего являются ограниченными в своём существовании или не всегда способны о себе позаботиться, а тем более не могут быт заняты на производстве, основанном на физическом труде.
- При повреждении структур, отвечающих за рассудок, многие больные являются умственно отсталыми или страдают психическими отклонениями.
- Из-за неправильно сокращения мышц наблюдается ухудшение речи, трудности с приёмом пищи, ненормальная мимика.
- Очень часто у больных развивается эпилепсия.
- Порой встречается аномальное восприятие и ощущение окружающего мира, связанное опять же с повреждением мозга, а также довольно часто плохой слух и зрение.
Формы ДЦП
Сегодня отдельные типы болезни классифицируются в зависимости от характера расстройства движения на 4 широкие категории.
Спастическая форма
Затрагивает примерно 70-80% пациентов. Характеризуется затвердеванием и спастичностью мышц в пораженных частях. Она, в свою очередь, делится на следующие типы:
- диплегия – конечности поражаются двусторонне;
- гемипарез – поражаются конечности на одной стороне тела;
- трипарез – поражаются обе нижние и одна верхняя конечность;
- квадропарез – поражаются все четыре конечности.
Гиперкинетическая форма
Характеризуется непроизвольными медленными, круговыми движениями, обычно осуществляемыми руками, ногами или всеми конечностями. Иногда затрагиваются мышцы лица, языка, что приводит к гримасам и т.д. Аномальные движения прекращаются во сне. Эта форма болезни поражает около 10-20% пациентов.
Атаксическая форма
Эта форма встречается редко, в основном, влияет на восприятие баланса и глубокую чувствительность (проприоцепцию). Ходьба пациентов обычно нестабильна, у них плохое согласование движения, ноги расположены необычайно далеко друг от друга. При свободном движении может появиться тремор. Болезнью страдает примерно 5-10% пациентов.
Комбинированная форма
Этот тип представлен сочетанием различных форм заболевания. Наиболее распространенная комбинация – спастический + гиперкинетический тип.
Лечебная гимнастика
При выполнении упражнений мозг «обучается» правильным движениям мышц тела и конечностей, что в итоге заставляет его наладить регуляцию этого процесса. Благодаря регулярным занятиям снижаются примитивные рефлексы и заново формируется способность поддержания тела в пространстве. Кроме того, повышается двигательная сила, и реализуются ритмические движения.
За счет нормализации кровообращения и обмена веществ полностью либо частично устраняются обменные и нервно-сосудистые нарушения; предотвращается образование спаек между оболочками нервов и окружающими тканями. Физические нагрузки также помогают развить координацию, укрепить слабые группы мышц, улучшить гибкость и подвижность позвоночника.
Начинать занятия можно только при нормальных показателях внутричерепного давления и отсутствии судорожного синдрома. Тренировки проводятся ежедневно под контролем врача-реабилитолога, сложность упражнений увеличивается плавно и постепенно.
Гимнастический комплекс включает упражнения на растяжку и расслабление мышц, ходьбу по наклонной поверхности. В тренировочную программу обязательно входит терапия положением, когда конечности ребенка фиксируются специальными шинами или лонгетами.
Чтобы растянуть мышцы, руки и ноги малыша раскачивают во всех суставах, постепенно увеличивая амплитуду. Для мышечной релаксации нижние и верхние конечности поочередно фиксируются в неподвижном положении – таким образом уменьшается частота непроизвольных движений и гипертонус.
Очень важно нормализовать взаимодействие мышц агонистов и антагонистов, для чего используются упражнения на сгибание-разгибание суставов рук и ног.
Лечебная гимнастика – это не только выполнение механических движений, но и воспитание в ребенке веры в собственные силы и уверенности в успехе терапии.
Во время подъема по наклонной поверхности укрепляются мышцы брюшного пресса и ног. Кроме того, так ребенок учится держать равновесие.
Аэробные упражнения на выносливость – неотъемлемая часть ЛФК, которой завершается каждая тренировка.
Нужно отметить, что техника выполнения упражнений отличается в зависимости от типа болезни. При астенической форме ДЦП двигательный режим должен быть прерывистым, то есть с минимумом повторов и частыми перерывами. При атонической форме необходимо делать упор на упражнения по удержанию равновесия.
Причины
Мозг ребенка в эмбриональном периоде и в первые несколько месяцев жизни еще незрелый, неразвитый, имеет очень ограниченное количество ответов, которыми может реагировать на повреждения. Иными словами, вредные факторы вызывают существенные изменения. Причины можно разделить на следующие категории.
- Пренатальные – факторы, имеющие место во время беременности – различные инфекции, рентген, особенно облучение брюшной полости, воздействие токсичных веществ, лекарств. Эти причины наиболее рискованные, особенно в течение первых 3-х месяцев беременности.
- Перинатальные – неблагоприятные условия, происходящие во время родов – опасны все факторы, ухудшающие поставку крови к мозгу плода. Например, длительные, многоплодные, преждевременные роды, травмы ребенка во время родов.
- Постнатальные – возникающие в первые недели после родов – новорожденный подвержен риску желтухи из-за несовместимости резус-фактора, особенно при повторной беременности. Следующие проблемы включают кровоизлияние в мозг, инфекционные заболевания, т.к. гематоэнцефалический барьер в столь короткий период после рождения еще не сформирован, токсины легко проникают в мозг.
Отчего возникает ДЦП и его патогенез
Само заболевание вызвано чаще повреждением ствола, подкорковых структур, а также капсулы головного мозга, которые отвечают не за мышление, а за управление двигательной активностью человека, поэтому в норме ДЦП не сопровождается умственными отклонениями, но иногда бывает, что задеты ткани, отвечающие за рассудок. Тогда заболевание сопровождается пониженным интеллектом и всевозможными психиатрическими отклонениями, вплоть до шизофрении.
Двигательные нарушения могут быть самого разного характера, чаще это дискоординация движений, нарушение походки, мышечное напряжение, хаотичные движения, вызванные непроизвольными мышечными сокращениями, а также спастичность мышц – слишком слабые или сильные сокращения. При этом нарушения могут затрагивать абсолютно любые двигательные мышцы тела больного.
Вызвать данное расстройство может множество факторов, способных повлиять на развитие малыша в перинатальный период:
- Недоношенность.
- Недостаток кислорода (гипоксия плода).
- Инфекции, проникшие через плацентарный барьер, особенно герпес.
- Конфликт резус-фактора матери и малыша, вызвавший гемолитическую желтуху (массовый распад эритроцитов в крови малыша, которые выполняют функцию доставки кислорода).
- Родовые травмы либо травмы плода во время беременности.
- Токсическое отравление.
- Отслоение плаценты.
- Инфекции мозга уже после родов.
- Негативное воздействие различных полей, например, рентгена или повышенного электромагнитного.
- Радиоактивное облучение.
- Опухоли.
- Гидроэнцефалопатия.
- Генетическое повреждение хромосом родителей, которые закладывают неправильное развитие ребёнка.
- Неправильное ведение родов или ястрогенные причины – ухудшение самочувствия к худшему из-за неосторожных действий или плохих слов врача.
- Иные, более редкие причины, способные повлиять на мозг развивающегося ребёнка.
Так как повреждения головного мозга могут быть крайне разнообразными, индивидуальными у каждого человека, характер протекания ДЦП у каждого разный: одни намертво прикованы к инвалидной коляске, а другие ведут вполне активный образ жизни, какой только возможен при данном заболевании. По симптокомплексу и тяжести проявлений различают 5 видов расстройства, но каждый из них непременно является основанием пожизненной инвалидности.
Прогноз
Прогноз, предопределяющий, возможно ли вылечить ДЦП у ребенка, зависит от типа болезни, степени поражения конечностей и головного мозга. Все пациенты с церебральным параличом – маленькие дети, подростки, взрослые больные – наблюдаются врачами и реабилитируются на протяжении всей их жизни.
Предупреждающие признаки необходимо анализировать по следующим аспектам:
- проявляются ли отклонения при повторных проверках;
- оценка характера отклонений – патологическая природа или возможность их рассмотрения, как варианта индивидуального развития;
- существует ли рост дефицита изменений в развитии или, наоборот, имеется тенденция к их уменьшению.
Принципы лечения
Наибольших успехов можно добиться, если проводить интенсивную терапию у ребенка в возрасте до 8 лет. Именно в этот период активно развивается головной мозг, происходят познавательные процессы, приобретаются новые навыки, и формируется большинство будущих умений и способностей.
Доказано, что любого малыша в возрасте 3–4-х лет обучить чему-либо проще, чем 7–8-летнего ребенка. Поэтому применение развивающих методик максимально эффективно во время роста головного мозга.
Комплексная программа реабилитации подбирается индивидуально, поскольку многое зависит от локализации и тяжести поражения мозга, а также сопутствующих нарушений со стороны зрения и слуха. Лечебный процесс несколько усложняется при наличии эпилептических припадков: в этом случае реабилитационные мероприятия должны проводиться щадящими, «мягкими» методами.
Специфическая терапия при ДЦП дополняется симптоматической, но основными способами воздействия на болезнь являются лечебная гимнастика и массаж. Важная составляющая лечения – лекарственные препараты, нормализующие мышечный тонус. К ним относится Мидокалм, Баклофен и Диспорт.
Можно ли вылечить заболевание?
Ответ на вопрос о пожизненности ДЦП (излечимо или нет это заболевание) исходит из того, что речь идет о состоянии, вызванном необратимым повреждением некоторых частей мозга, важных для правильного движения и позиционирования тела. Из этого определения следует, что основную его причину – необратимое поражение – нельзя излечить. Но это не означает, что нет эффективных средств для оказания помощи пациентам с этой болезнью.
Несмотря на то, что даже современная медицина не может положительно решить проблему — вылечить ДЦП у ребенка, она способна улучшить ее курс и, следовательно, качество жизни. Стандартной процедуры нет, каждому пациенту необходим конкретный подход, т.е. лечить заболевание следует индивидуально. Цель терапии заключается в снижении двигательного расстройства пациента, развитии его общей личности и навыков, чтобы он имел возможность вести полноценную жизнь настолько, насколько это возможно, был максимально самостоятельным.
Последствия у взрослых
Во взрослом возрасте к вышеперечисленным физическим последствиям в первую очередь добавляются психологические. Выросший ребенок, наконец, понимает, что он очень сильно отличается от других, притом не в лучшую сторону, а общество не слишком радостно его принимает. Поэтому очень часто развиваются психологические расстройства: депрессия, невроз, фобии, и другие вплоть до изменения сознания в худшем случае.
Особенно тяжело приходится, когда родители больше неспособны помогать, а сам больной не может полноценно о себе позаботиться.
Несмотря на все трудности с физическими движениями, женщины, больные ДЦП могут спокойно беременеть и рожать, если уверены, что справятся с малышом или им есть кому помочь. Иногда беременность нуждается в профилактическом сохранении с более тщательным наблюдением у гинеколога, но существенно недуг на процесс не влияет. Отзывы мам с ДЦП говорят о прекрасном положительном опыте вынашивания, а после рождения даже двойняшек или тройняшек без всяких трудностей. Многим мамам при этом заболевании рекомендуют кесарево сечение для подстраховки, однако, оно является обязательным показанием только при тяжелой форме течения ДЦП.
Больные родители не могут передать ДЦП своим детям напрямую, у них почти всегда рождаются здоровые дети. Риск рождения больного ребёнка у них точно такой же, как у любых здоровых людей.
Заболевание по генетическим причинам может быть вызвано преклонным возрастом одного из родителей или изменения ДНК половых клеток под действием негативных факторов, например, вредных привычек или облучения. Самого гена ДЦП не существует, а генетическая склонность обычно приходит через много поколений от предков, а не напрямую от папы с мамой.
Генетические причины имеют крайне маленький процент, а практически все случаи заболевания вызваны иными многочисленными причинами, особенно недоношенностью родовыми травмами.
Методы реабилитации
Основной метод лечения болезни – это техники реабилитации. Они включают:
- Войта-терапия – рефлекторная локомоция, разработанная профессором В. Войтой;
- Бобат-терапия;
- система Кабата;
- метод Андраша Пете;
- синергетическая рефлекторная терапия – метод В. Пфаффенрота.
Войта-терапия
Наиболее часто используется у младенцев и детей ясельного возраста, потому что не требует сознательного сотрудничества. В связи с этим метод относится к самым применяемым, в то же время, являясь наиболее эффективным. Хотя положительного ответа в вопросе прогнозирования ДЦП (можно ли вылечить болезнь) эта терапия не дает, она способна существенно снизить проявления двигательных расстройств.
Расположением ребенка в четко определенную начальную позицию, стимуляцией «триггерных зон» путем давления, достигается индуцирование рефлекторных (врожденных) двигательных моделей, необходимых для физиологического движения. Так ребенок «оснащается» базовым стереотипом движения, проявляющимся ползанием, переворачиванием. Хотя он не поднимается и не поворачивается, мышцы активируются изометрически, против сопротивления, в такой последовательности и степени, как это происходит при нормальном движении.
Бобат-терапия
Этот метод лечения, в отличие от вышеупомянутой рефлекторной локомоции, требует непосредственного участия ребенка. Суть терапии состоит в последовательном поиске нежелательных позиций, т.е. положений, приводящих к непропорциональному увеличению мышечного тонуса и последующему неправильному воспроизведению движения. Путем исключения этих позиций с помощью тренировки провоцируются правильные движения в соответствии с развитием человеческих двигательных способностей.
Цель метода состоит в изменении ненормального мышечного тонуса в областях, влияющих на собственную двигательную способность конечностей (голова, шея, плечевой узел, туловище, таз). Этого можно достичь, среди прочего, путем помещения ребенка в удобное положение (например, в позу, в которой он находится в матке).
В качестве вспомогательных средств в Бобат-терапии часто используются специальные мячи и цилиндры.
Система Кабата
Эта методика также требует сотрудничества со стороны ребенка. Она фокусируется на движениях, проводящихся одновременно с вращением. Движение стимулируется растяжением мышц, применением к ним сопротивления, давления. Всегда активируются группы мышц, каждая мышца выполняет свою функцию.
Метод Андраша Пете
Система Андраша Пете основана на педагогико-реабилитационном образовании для детей с двигательными и умственными недостатками. Это сложный целодневный образовательный процесс, где наибольший акцент делается на инициативу и деятельность ребенка.
Упражнения состоят из простых задач, выполняемых на основе ритмически назначенных команд. Дети работают с различными инструментами, специальной деревянной мебелью. Программа реабилитации проводится в течение 7-8 часов, в группах, состоящих примерно из 8 человек, что является хорошим стимулом.
Синергетическая рефлекторная терапия
Этот терапевтический подход включает в себя известные современные и народные формы рефлексологии, из которых доктор В. Пфаффенрот выбрал некоторые элементы. Он создал комбинацию методов рефлекторной терапии, создав лечение, сочетающее в себе элементы разных реабилитационных техник:
- акупрессуры;
- рефлексотерапии;
- массажа рук, ног, головы;
- классической остеопатии;
- хиротерапии;
- миофасциальных техник;
- атласной терапии;
- моделирующей корректировки патологического положения позвоночника и конечностей.
Одновременное использование различных рефлексивных методов лечения приводит к взаимно увеличивающемуся (синергетическому) эффекту, что обеспечивает глобальное влияние СРТ на все системы и органы. Одна процедура синергетической рефлекторной терапии длится в соответствии со степенью поражения 15-30 минут. Лечение проводится примерно 10-дневными курсами, что приносит кумулятивный эффект.
Тренировка дыхания и мимики
Занятия с ребенком не ограничиваются тренировкой мышц тела и включают упражнения для мимических мышц и коррекции дыхания. Чтобы наладить дыхательный процесс, малышам рекомендуется надувать воздушные шары и надувные игрушки, пускать мыльные пузыри, петь, играть на губной гармошке или дудочке, свистеть.
Детей с ДЦП нужно научить распознавать эмоции других людей. Благодаря этому ребенок будет адекватно реагировать на отрицательные эмоции окружающих и обретет душевный комфорт. С этой целью тренируются мимические мышцы лица. Во время занятия малышу предлагается представить ситуации, в которых он будет чувствовать гнев, стыд, радость, страх и пр.
Например, ребенка просят показать, как сердятся родители (гнев), или плачет младенец (страдание). Чтобы он изобразил радость, достаточно вспомнить Деда Мороза, несущего мешок с подарками.
Медикаментозные методы
При ДЦП рекомендуется принимать ноотропы – лекарства для улучшения метаболизма в мозге – «мозговые витамины». Они включают Энцефабол, Ойкамид, Энербол, Танакан и др. Эти средства можно принимать дома, но после одобрения врачом. Самостоятельно назначать лекарства для домашнего использования нельзя!
Ботулотоксин
Ботулотоксин – вещество, блокирующее перенос нервной стимуляции в мышцы. Он обеспечивает частичное, ограниченное во времени мышечное расслабление. Этот эффект применяется в месте, где выполняется передача нервной стимуляции, – в нервно-мышечном синапсе. Препарат, используемый в терапии ДЦП, содержит биотехнологически подготовленный, очищенный ботулинический токсин A-гемагглютинин, поставляемый в виде суспензии, которую необходимо разбавить перед использованием. Эффект применения проявляется не сразу – в зависимости от наличия блокировки нервно-мышечных окончаний, возникает примерно на 4-7 день.
Длительность эффекта изменчива, зависит от многих факторов.
Существенные факторы эффективности применения ботулотоксина включают:
- уровень дозы;
- терапевтическую эффективность конкретной партии препарата;
- реакционную способность организма пациента.
Не решающие, но важные факторы:
- продолжительность дистонического сокращения;
- предыдущее хирургическое лечение.
В идеальном случае хороший терапевтический эффект длится около 3 месяцев (обычная продолжительность – 8-12 недель).
Это лечение считается безопасным, его самый большой недостаток – это высокая стоимость препарата. Следующий минус – инъекционная форма введения, особенно проблематичная у маленьких детей, поскольку включает в себя большее количество инъекций, необходимое для влияния на всю мышечную цепь, и временный эффект, в случае отсутствия навязывающей интенсивной реабилитации.
Медикаментозная терапия
Прием медикаментов показан в острой фазе болезни, когда мозговые нарушения особенно заметны, то есть в первые полгода жизни ребенка. Чаще всего отмечается судорожный синдром – неконтролируемые сокращения мышц. Для борьбы с данным синдромом используются антиконвульсанты и бензодиазепины.
Антиконвульсанты принимают курсами в течение продолжительного периода. Бензодиазепины показаны в экстренных ситуациях, когда необходимо быстро устранить возникший эпилептический припадок. Наиболее действенным препаратом из группы бензодиазепинов является Диазепам.
Внимание: противосудорожные лекарства могут вызывать негативные побочные эффекты, включая кожные высыпания. Кроме того, их воздействие на нервную систему изучено не полностью.
Нужно отметить, что в России до сих пор часто применяются препараты с недоказанной эффективностью при ДЦП. Это, в первую очередь, средства для улучшения мозгового кровообращения – Церебролизин, Актовегин, Кортексин, Глицин, Кавинтон, Циннаризин и пр.
Диазепам – это один из немногих препаратов, эффективность которого доказана при лечении ДЦП.
Многие врачи назначают также ноотропы (Пирацетам, Фенибут, Пантогам, Мексидол), различные биодобавки, сосудистые и гомеопатические средства. В некоторых клиниках могут рекомендовать даже лечение стволовыми клетками.
Излечивающее действие перечисленных лекарств весьма сомнительно, поскольку отмершие участки мозга восстановить уже невозможно.
Терапия ДЦП преследует 3 основные цели:
- приобретение ребенком навыков самообслуживания;
- снижение риска возникновения контрактур, ограничивающих движения в суставах, и скелетных деформаций (искривление позвоночника);
- компенсация неврологического дефицита и обеспечение условий для развития речи и интеллектуальных способностей.
Для решения данных задач используется лечебная физкультура, массаж, физио- и механотерапия, пневмо- и нагрузочные костюмы, Бобат-терапия, а также различные вспомогательные приспособления – ходунки, специальные кресла, тренажеры, велосипеды и вертикализаторы (стендеры).
Хирургические методы
Лечение больных с детским церебральным параличом включает ортопедическую хирургию. Она, в особенности, рекомендуется при спастической форме заболевания, когда может принести пользу благодаря ортопедическим хирургическим вмешательствам на спастических мышцах. Можно также оперативно решать проблемы с опорно-двигательным аппаратом (особенно при поражении тазобедренного, коленного сустава).
Основные хирургические вмешательства:
- Пролонгация мышц и сухожилий – особенно, аддукторов и флексоров бедер, икроножных мышц. В последнее время часто проводится пролонгация ахиллова сухожилия.
- Коррекционные хирургические процедуры – артродез, например, тазобедренного сустава при его вывихе, хирургическая коррекция по Грайсу для минимизации планарного положения стопы.
Квота преткновения
На Западе такие операции делают уже более 20 лет. У нас — совсем недавно. Одним из первопроходцев стал Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю. Е. Вельтищева. Здешние хирурги установили уже более 100 баклофеновых помп и провели более десятка операций по стимуляции глубинных структур головного мозга и селективной дорзальной ризотомии.
Врачи признаются: таких операций было бы гораздо больше, если бы на них выделялось больше квот. Всё упирается в дорогостоящие устройства, которые врачи получают в очень ограниченном количестве. Специалисты надеются, что со временем ситуация изменится к лучшему. Ведь эффект от таких операций с лихвой окупает все государственные расходы: дети меньше времени проводят в стационаре, меньше нуждаются в реабилитационной поддержке. А главное — улучшается качество их жизни. Что может быть важнее?
Кстати
За рубежом операции по установке баклофеновых помп проводят детям с 5‑летнего возраста. В НИИ педиатрии эту операцию впервые в мире стали проводить совсем маленьким детям – 1,5–2 лет. Ведь чем раньше ребёнок избавится от спастики, тем больших успехов удаётся достигнуть в профилактике осложнений болезни. На селективную дорзальную ризотомию берут пациентов с трёх лет, а на стимуляцию глубинных структур головного мозга – с восьми.
Компенсационные методы
Если ребенок болеет развитой формой ДЦП, необходимо использование вспомогательных и протезных устройств, в соответствии с индивидуальными потребностями пациента. Они включают:
- ортезы;
- регулируемые устройства для сидения, коляски и т.д.
Их цель заключается в компенсации нарушений опорно-двигательного аппарата, сведении к минимуму их влияния на повседневную жизнь пациента.
Уход за больным с ДЦП должен быть комплексным, включать лечение осложнений и связанных проблем, их решений с участием многих специалистов:
- невролога;
- ортопеда;
- офтальмолога;
- ЛОР-специалиста;
- психиатра;
- нейрохирурга;
- гастроэнтеролога;
- психолога;
- логопеда;
- эндотерапевта;
- педагога;
- специалиста по обслуживанию протезных средств;
- социальный работник и т. д.
Результаты лечения зависят от ранней диагностики, пропорциональны качеству и сложности реабилитации.
Водолечение
Для физического восстановления детей с ДЦП проводят также занятия в воде. Водные процедуры способствуют релаксации и нормализации тонуса мышц, придают энергии и повышают настроение.
Благодаря выполнению упражнений в бассейне можно свести к минимуму стрессовый фактор и справиться с депрессией. Такой метод называется гидрокинезитерапией, которая включает не только лечебные упражнения, но и групповые игры на воде, подводный массаж.
Сравнительно новой методикой терапии ДЦП является анималотерапия. При общении с животными, в частности, с лошадьми или дельфинами, происходит стимуляция структур мозга посредством ярких тактильных ощущений. В результате постепенно расширяются речевые и двигательные навыки.
Позитивное действие анималотерапии всегда гарантировано, поскольку целебной силой обладает и благоприятная эмоциональная атмосфера, и особый контакт между пациентом и животным. А при посещении дельфинария мощный эффект обеспечивают ультразвуковые волны, исходящие от дельфинов. Сила воздействия такого ультразвука на человека в сотни раз превышает возможности любого медицинского прибора!
Одним из вариантов анималотерапии является общение с собаками. Эти животные служат мощным мотиватором для развития мелкой моторики пальцев, концентрации, внимания, памяти и укрепления мускулатуры.
Кроме иппо- и дельфинотерапии, для лечения детей используется канистерапия и фелинотерапия – лечение собаками и кошками. Детям с ДЦП общение с собаками существенно облегчает течение болезни.
Новое клиническое исследование и надежда на излечение ДЦП
Мировые эксперты возлагают надежды на клеточную терапию, основанную на восстановлении поврежденных тканей. Этой способностью обладают стволовые клетки, присутствующие в пуповинной крови.
В клинике «Duke University Medical Center» (США) проводится исследование, способное дать положительный ответ на вопрос, излечим ли ДЦП у детей. В рамках исследования пуповинная кровь была введена внутривенно 150 детям с церебральным параличом. Врачи подтвердили, что гемопоэтические стволовые клетки способны уменьшить мышечную жесткость, улучшить подвижность и речевые способности детей.
«Из предыдущего опыта работы с детскими заболеваниями головного мозга, стало известно, что гемопоэтические стволовые клетки после введения мигрируют в мозг, где активируют восстановление поврежденных участков», — говорит доктор Джоанна Куртцберг, директор программы детской трансплантации крови и костного мозга в Университете Дьюка — «Мы считаем, что подобный успех будет наблюдаться и у детей с церебральным параличом. Пока неизвестно, сколько клеток необходимо будет применять, является ли кровоток наиболее подходящей альтернативой, в каком возрасте эта терапия максимально эффективна». Но факт остается фактом: пуповинная кровь может обеспечить лечебные процессы в мозговой ткани.
Об этом свидетельствует случай 2-летнего американского мальчика с ДЦП, болезнь которого не позволяла ему нормально общаться, ходить. После введения его собственной пуповинной крови здоровье малыша улучшилось настолько, что некоторые симптомы полностью отступили. Он постепенно делает новые достижения. Эксперты Университета Дьюка, решившие использовать этот вид лечения, считают, что в возрасте 7 лет у мальчика полностью исчезнут признаки детского церебрального паралича.
Меняется ли характер со взрослением
Детский паралич не прогрессирует, остаётся на том же уровне, что был при рождении, однако, с возрастом есть два варианта развития этого отклонения:
Некоторым пациентам становится всё труднее двигать растущим, тяжелеющим телом. В итоге они опять же оказываются в инвалидном кресле. А некоторые с детства занимаются необходимой терапией и учатся жить в окружающем мире.
Дети по многим причинам намного легче переносят это заболевание, особенно благодаря помощи и поддержке близких людей. В Средние века мало детей с таким диагнозом доживало даже до подросткового возраста, а сейчас же они нормально доживают до преклонных лет благодаря адаптации их к окружающему миру и адаптации общества к ним.
Лечение ДЦП по методу профессора Козявкина
Метод Козявкина – это интегральный комплекс реабилитации больных ДЦП, который базируется на биомеханической коррекции позвоночного столба. Цель методики – такая коррекция движений позвоночника, при которой устранились бы функциональные блокады позвоночно-двигательных сегментов. Кроме того, реабилитация направлена на то, чтобы восстановить активность аутохтонных мышц. При этом применяется специальный костюм “Спираль”.
Метод объединяет коррекцию позвоночного столба с мультимодальным комплексом других мероприятий. Так, дети проходят курс рефлексотерапии, массажа, ЛФК, ритмической гимнастики, апитерапии и механотерапии. Таким образом, коррекция и эти мероприятия дополняют друг друга.
Биодинамическая коррекция позволяет сформировать у ребенка правильный стереотип движений. В совокупности это существенно повышает качество жизни ребенка и его окружения.
Лечение детского церебрального паралича народными средствами
Народная медицина предлагает разные подходы к лечению детей с ДЦП:
- Можно лечить ребенка разными настоями, приготовленными из лекарственных растений (принимать их внутрь). Некоторые из них направлены даже на укрепление мышц.
- Принимать целебные ванны с отварами трав.
- Соблюдать специальную диету.
- Выполнять массаж. Для этого предлагают использовать сухую щетку.
- Проводить водные процедуры. Очень полезно посещать бассейн, плавать на море.
Также народные целители отмечают высокую эффективность приема маточного молочка, мумие, рыбьего жира, благодаря которым восстанавливаются силы.
Народные рецепты при ДЦП
Существует множество рецептов, вот наиболее популярные из них:
- При парезе и сильном мышечном тонусе. Состав: мята перечная (1 ст. л.), валериана (1 ст. л.), полынь (2 ст. л.), зверобой (1 ст. л.), кипяток (1 ст.). Смешать травы, взять 1 ст. л. и залить водой. Настоять 30 мин, процедить. Принимать трижды в день по 1 ст. л. до приема пищи.
- Состав: аир (1 ст. л.), арника (1 ст. л.), крапива (1 ст. л.), лапчатка (1 ст. л.), тысячелистник (1 ст. л.), кипяток (1 ст.). Готовится средство так же, как и предыдущее. Принимать по 0,5 ст. дважды в день за 30 мин. до приема пищи, детям – по 1 ст. л. трижды в день.
- При параличе конечностей. Состав: клевер красный, головки и семена (25 г), белое сухое вино (1 ст.), оливковое масло (1 ст.). Все соединить в эмалированной емкости и варить на тихом огне до тех пор, пока не выкипит жидкость. Затем процедить полученную массу. Принимать по 3 капли трижды в день. Можно растирать составом и пораженные конечности.
- Целебная ванна против спастичности. Состав: череда (2 ст. л.), крапива (2 ст. л.), омела белая (1 ст. л.), пижма (1 ст. л.), лавр (1 ст. л.), шалфей (1 ст. л.), спаржа (1 ст. л.), березовые почки (1 ст. л.), ягоды можжевельника (1 ст. л.), ветви розмарина (1 ст. л.), вода (2 л). Все травы смешать, отмерить 100 г и залить водой. Поставить на тихий огонь, довести до кипения и выдержать на огне еще 10 мин. Дать настояться в течение ночи. Перед применением процедить, добавить в ванну и разбавить теплой водой до нужного объема. Принимать ванну от 10 до 15 мин. дважды в неделю. Затем ребенок должен отдохнуть в теплой постели в течение 1 ч.
После этого нужно растереть руки и ноги настойками сначала первоцвета, затем пастушьей сумки и корней переступня (рецепты – далее).
Средства для укрепления мышц
Укрепить мышцы помогут такие рецепты:
- Растирка из первоцвета. Состав: первоцвет (15 г), водка (250 г). Залить траву водкой, настоять в течение 10 суток в тепле и темноте. Процедить. Можно не только растирать настойкой конечности, но и принимать внутрь по 3 капли трижды в день, разводя молоком.
- Растирка из пастушьей сумки. Состав: пастушья сумка (25 г), спирт (100 г). Дать настояться в течение 2 недель в темноте. Процедить.
- Ингредиенты: софора японская (50 г), водка (250 г). Измельчить растение в блендере, залить водкой и дать настояться в течение 10 суток в тепле, после чего процедить. Детям принимать по 3 капли трижды в день, разводя молоком, а взрослым – по 1 ч. л.
- Ингредиенты: корни шиповника (3 ст. л.), вода (1 л). Высыпать траву в эмалированную емкость, залить водой, накрыть крышкой и довести до кипения. После закипания выдержать на тихом огне еще 1 ч, не открывая крышку. Затем процедить и добавить настой в ванну.
Принимать целебную ванну до 2 раз в неделю.
Тяжесть ДЦП
Проявление симптоматики будет напрямую зависеть от размера пораженного участка мозга. Крайне важно, чтобы родители своевременно начали заниматься коррекцией речи и использовать ЛФК – это гарантия того, что степень тяжести значительно снизится.
Методы лечения ДЦП
Степень | Краткое описание |
Легкая | При легкой форме патологического поражения ребенка можно считаться вполне полноценным, то есть он с легкостью может выполнять любые домашние задания и посещать обычные школы и сады. В дальнейшем ему не сложно будет освоить какую-либо профессию |
Средняя | В данном случае социализация ребенка не исключается, но, несмотря на это, ему все же требуется помощь посторонних людей |
Тяжелая | Осложнение в виде тяжкой формы ДЦП заключается в отсутствии возможности самостоятельно обслуживать себя. Ребенок является полностью зависимым от родителей |
Это важно! Нельзя допустить, чтобы у ребенка была тяжкая стадия недуга, именно поэтому при проявлении ранней симптоматики необходимо направить все усилия, чтобы блокировать проявление ДЦП и социализировать ребенка.
Типы церебрального паралича
ДЦП у взрослых: особенности течения и проявления болезни
ДЦП у взрослых – это патологический процесс, который сопровождается двигательными нарушениями. При этом у пациентов наблюдаются сбои в психологической и психоэмоциональной сфере.
ДЦП у взрослых развивается на фоне воздействия разнообразных провоцирующих факторов. Заболевание появляется еще в младенческом возрасте. Взрослый человек страдает ним, если несвоевременно проводится лечение патологии в детском возрасте. Болезнь развивается на фоне:
- Гипоксии;
- Недоношенности;
- Токсического отравления;
- Отслоения плаценты;
- Родовых травм.
Если между матерью и ребенком возникает резус-конфликт, то это приводит к развитию болезни. Если при вынашивании ребенка через плацентарный барьер поникают инфекции, то это становится причиной болезни. Если после рождения малыша в его мозге развиваются инфекции, то диагностируется ДЦП. Заболевание появляется при гидроэнцефалопатии, опухолях, радиоактивном облучении.
Существует множество причин развития паралича у пациентов, поэтому матери нужно вести здоровый образ жизни во время беременности.
При несвоевременном лечении ДЦП у взрослого пациента сопровождается разнообразными осложнениями. Они проявляются в виде двигательных нарушений. Человеку не только трудно передвигаться на собственных ногах, но, он не может удерживать равновесие в положении стоя. Не все виды моторики конечностей доступны для пациента. Это приводит к снижению возможности полноценного существования человека.
Если заболеванием повреждаются структуры, которые отвечают за рассудок, то у человека наблюдается умственная отсталость или психические отклонения. Так как у человека неправильно сокращаются мышцы, то это становится причиной ухудшения речи. Больному сложно принимать пищу. Мимика пациента становится аномальной.
Частое последствие патологического процесса – эпилепсия. Некоторые пациенты аномально воспринимают и ощущают окружающий мир, что объясняется повреждением мозга. Патология сопровождается нарушениями в работе органов зрения и слуха.
Если возраст пациента составляет более 20 лет, то у него диагностируется возникновение психологических нарушений. После взросления пациент начинает понимать, что он не похож на других людей. Это приводит к появлению фобий, неврозов, депрессивных состояний. Обострения в психологическом плане отмечаются, когда родители не в силах помогать пациенту, а он не способен к самообслуживанию.
Несмотря на ограничения в физическом плане пациентки с детским церебральным параличом имеют возможность к деторождению. После появления крохи на свет они нуждаются в предоставлении помощи по уходу за ним. При вынашивании ребенка женщина должна постоянно наблюдаться у доктора. Если ДЦП у женщин протекает в тяжелой форме, то им рекомендуют рожать малыша методом кесарево сечения.
Если родители имеют диагноз ДЦП, то у них в большинстве случаев рождается здоровый ребенок. Генетические причины развития болезни наблюдаются только в преклонном возрасте родителей. В группе риска находятся дети, родители которых поддавались облучению или имеют вредные привычки. Специалисты утверждают, что ген детского церебрального паралича отсутствуект.
ДЦП у взрослых характеризуется наличием не только физиологических, но и психологических осложнений. Именно поэтому рекомендуется проводить его лечение в детском возрасте сразу же после постановления диагноза.
Несмотря на наличие инновационных разработок в лечении детского церебрального паралича избавиться от данного заболевания взрослому человеку практически невозможно. Это объясняется формированием мозга больного на протяжении всей жизни и наращивании ним своих связей в соответствии с имеющейся ситуацией. После взросления человека функционирование мозга по другой схеме является невозможным. Нервные клетки человека не способны к восстановлению после 3 лет его жизни.
Для снижения проявления патологического процесса рекомендовано проведение физиотерапевтической терапии. Взрослому пациенту тяжело проходить терапевтические манипуляции. Но, если он будет упорным и всегда придерживается рекомендаций доктора, то это приносит свои плоды. Методика лечения взрослых пациентов и детей не отличается.
Для борьбы с патологическим процессом рекомендовано регулярное применение медикаментозных препаратов. Они назначаются в соответствии с симптоматикой патологии. Если у пациента отмечаются судороги, то их устранение осуществляется с применением антиконвульсантов и бензодиадезепинов. С помощью первой группы препаратов обеспечивается снижение судорожной активности и предотвращение повторного возникновения судорог. При недостаточной эффективности антиконвульсантов и частом возникновении судорог рекомендуется использовать бензодиазепины. Подбор препаратов проводится индивидуально в соответствии с типом судорог. Лечение болезни проводится:
- Диазепамом. Препарат является общим релаксантом тела и мозга человека.
- Баклофена. С помощью препарата обеспечивается блокировка сигналов от спинного мозга к мышцам.
- Дантролена. Препарат положительно отображается на процессе сокращения мышц.
При двигательных нарушениях рекомендовано применять вспомогательные устройства – ортезы, вертикализаторы. Если у пациента диагностируются нарушения речи, то ему необходимы занятия с логопедом.
Чем раньше они начинают проводиться, тем эффективней они являются. В период протекания патологического процесса рекомендовано проведение массажа. С помощью этой манипуляции обеспечивается расслабление мышц и снятие спазмов.
Пациента рекомендовано использовать лечебную физкультуру. Комплекс упражнений разрабатывается доктором в соответствии с индивидуальными особенностями пациента и степенью тяжести патологии.
Если заболевание сопровождается психологическими нарушениями, то больному рекомендованы занятия с психологом. Пациенту нужно использовать физиотерапевтические процедуры. Лечение болезни проводится с применением метода Войта и Бобат-терапии.
Детский церебральный паралич – это заболевание, которое появляется после рождения ребенка. Патологический процесс невозможно полностью вылечить, поэтому он проявляется и у взрослых людей. Неправильное или несвоевременное лечение болезни приводит к появлению серьезных осложнений. Именно поэтому пациенту рекомендовано постоянно проводить поддерживающую терапию с применением различных методик.
Как проходит диагностика
Эффективность лечения прямо пропорциональная от времени выявления диагноза. Следовательно, важно обследовать малыша еще во время пребывания в родильном отделении. Повышенное внимание к детям из групп риска:
- Рожденные недоношенными.
- Дети с маленькими весом.
- Дети с врожденными патологиями и пороками.
- Инфицированные от матери в период внутриутробного развития.
- Если во время родоразрешения применялся вакуум-экстрактор, щипцы.
- Дети, которые находятся на искусственной вентиляции органов дыхания.
- Дети с минимальными показателями по шкале Апгар.
- Дети, что перенесли желтуху.
Как лечат ДЦП
Всех детей из группы риска врач должен детально обследовать и выявить тонус мышц и рефлекторную реакцию. Если возникают подозрения на поражения участка мозга, то ребенка отправляют на специальные обследования:
- УЗИ;
- ЭЭГ;
- МРТ.
После подтверждения степени тяжести патологии, врач определяет необходимые предписания для ребенка, что помогут восстанавливать двигательные функции, а также избежать осложняющих последствий.
Что это за болезнь?
ОПЦНС (ДЦП) – органическое поражение центральной нервной системы.
Далее я вам расскажу об одной из методик дцп лечения, которую сама стала использовать с недавних пор. Сразу скажу, в интернете вы нигде так подробно не узнаете о ней.
Данную методику лечения применил в лечении таких больных доктор медицинских наук Владимир Андреевич БАНДУРИН. Эффект приносит потрясающие результаты.
В комплекс данной методики входит лечебная физкультура, состоящая из 30 упражнений и комплекса массажа из 60 упражнений, а также курс Залмановских скипидарных ванн и су-джок. Конечно, в домашних условиях все это выполнить не возможно. Но вылечить ребенка с ДЦП оказывается можно! И это доказывают отзывы людей, прошедших лечение методики дцп Бандурина.
Записаться на прием к доктору В.А. Батурину можно по адресу г. Новокубанск, Краснодарского края. Первые две недели доктор с больным занимается сам, мама только смотрит. Далее мама занимается с ребенком сама под руководством доктора.
Математика по методике Домана
Глен Доман считает, что устный счет должен предполагать не знаки, а количество
Если ребенок каждый день будет видеть карточки с разным количеством точек, то со временем он, не считая, сможет определять количество предметов
А это, в свою очередь, хорошая основа для сложных арифметических действий в уме с большими числами Данный метод довольно сложно применить на практике
Однако принцип, положенный в его основу, вполне можно использовать – ребенку важно для начала понять, что такое три птицы, а потому уже учить цифру 3
Правила правильного питания
- Для таких детей особое внимание следует уделить правильному питанию. В принципе детям с таким диагнозом можно давать все: фрукты, овощи, мясо, рыбу. Особенно жизненно необходимо обеспечивать таких детей молоком, и даже не коровьим, а козье молоко. Мало кто знает, что корова, также как и человек может болеть язвой и несварением желудка, или гастритом, а вот коза ничем никогда не болеет!
- Очень полезен сок из весенних растений одуванчика, крапивы, ревеня и березовый сок.
- Очень благотворно влияют на организм ребенка бобовые растения: горох, фасоль, также сухофрукты – изюм, курага, мед с грецкими орехами. Вот замечательная смесь, которую необходимо ежедневно натощак давать ребенку: грецких ореха размешать с 4-мя ст. л. меда.
Не каждый ребенок, будет с удовольствием, есть эту смесь, но она очень полезная. В ней содержатся все необходимые для мозга вещества и аминокислоты. К примеру, мед является шикарным успокаивающим «наркотиком», к которому организм никогда не привыкнет.
Физическое развитие по Доману
Глен Доман призывает родителей как можно раньше закрепить у ребенка ползательный рефлекс Это способствует быстрому развитию нижних отделов головного мозга Для этого автор методики изобрел трек для ползанья (устройство трека подробно изложено в книге «Как сделать ребенка физически совершенным») На деле, трек легко заменяется двумя полками для книг Они располагаются на полу таким образом, чтобы лежащий между ними ребенок мог касаться их бедрами и предплечьями Благодаря срабатыванию рефлекса, ребенок сможет полноценно ползать уже месяцам к четырем Только подумайте – его ровесники еще будут лежать в своих кроватках, а ваше ранее чадо уже начнет активно познавать мир!
Многие родители, сами того не зная, выполняют многие упражнения из комплекса Глена Домана, делая со своими детьми динамическую гимнастику
Если сочетать ее с ранним ползаньем, то возможности головного мозга ребенка значительно расширятся
Обучение чтению по Доману
Методика Глена Домана основывается на механическом запоминании слов, которые ребенок каждый день видит на карточках Автор утверждает, что потом ребенок с хорошо развитым головным мозгом сам поймет, каким образом устная речь передается с помощью письма Однако дети очень редко способны соотнести речь и те слова, которые были заучены ими механически В этом плане методика обучения чтения Зайцева более оправдана, так как позволяет ребенку структурировать речь Можно применять систему Домана и кубики Зайцева параллельно В таком случае эффективность от занятий будет гораздо выше
Усвоение энциклопедических знаний по методу Глена Домана
Данная часть системы Домана является самой спорной Многие родители цепляются за эту идею – вложить в малыша как можно больше сведений, чтобы он в нежном возрасте уже знал географию, историю, естествознание и другие предметы Однако в этом и состоит недостаток методики Домана Ребенок просто запоминает все эти факты без понимания Получается, дети просто нашпигованы сведениями, а интеллектуальной зрелости у них нет По этой причине не стоит форсировать события и знакомить ребенка со взрослыми фактами Ему гораздо важнее усваивать то, что встречается в его повседневной жизни – со свойствами живой природы, с качествами животных, с детскими играми Таким образом можно изучать профессии, овощи, фрукты и все то, что ежедневно наполняет жизнь малыша Показ карточек с указанными предметами обязательно нужно сочетать с их реальным применением в быту, а также с чтением сказок
Например, стихотворение Ю. Тувима об овощах («Хозяйка однажды с базара пришла…») можно подкрепить сначала тематическими карточками с изображением указанных овощей, а затем походом на рынок за соответствующими продуктами и совместным приготовлением из них супа
Есть еще один нюанс в освоении методики Глена Домана Автор советует менять карточки часто – он утверждает, что мозг ребенка как бы снимает копию с увиденного, а затем уже обрабатывает ее в состоянии покоя Однако это справедливо, скорее, для детей первого года жизни А вот полутора-двухгодовалый малыш уже не удовлетворится столь быстрым показом Он, так или иначе, захочет рассмотреть картинку, потрогать ее, задать вопросы В этом случае гораздо важнее слушать ребенка, а не слепо следовать теории Изложенная выше информация касалась, по большей части, здоровых детей
Стимуляция обменных процессов
Препараты стимулирующие обменные процессы в нервной системе (активируют белковый и углеводный обмен, одновременно удаляя токсические продукты распада, повышают дыхательную активность, энергетические процессы в ткани мозга, улучшают кровоснабжение, способствуют дифференциации нервных клеток, миелинизации проводящих путей, улучшают функциональные возможности мозга): глютаминовая кислота, аминалон, ноотропил, пирацетам, энцефабол, церебролизин, диавитол, липоевая кислота, когитум, префизон, карнитин, пантогам, пиридоксин, цианкоболамин, нейромедин и др.. При судорогах стимулирующие препараты следует вводить осторожно, постепенно повышая дозу, в сочетании с противосудорожными и седативными средствами.
Диетотерапия при детском церебральном параличе
Диета для больных ДЦП преимущественно вегетарианская. Основу диеты составляют свежие овощи и фрукты, зелень, ягоды, разные орехи и семечки. Эти продукты очень богаты витаминами и способствуют улучшению самочувствия. Невероятно полезно козье молоко, оно богато витаминами и микроэлементами. Также полезны свежие соки и смузи.
Вот рецепты, по которым можно приготовить целебные напитки дома:
- Шпинат. Это продукт, который подарит силу и бодрость. Его нужно употреблять трижды в день за 30 мин до приема пищи. Дозировка – от 1 до 2 ст. л. Шпинат и зелень невероятно полезны для нервной системы.
- Овес. Нужно взять свежий зеленый овес, выжать из него сок. Употреблять его по ½ ст. дважды в день за 30 мин до приема пищи. Овсяный сок укрепляет организм, повышает тонус.
- Гранат. Нужно взять спелый плод и выжать сок. Принимать дважды в день по 1-2 ст. л. за 30 мин до приема пищи. Гранат отлично укрепляет нервную систему.
- Береза. Березовый сок лучше готовить тоже самостоятельно или выбирать наиболее натуральный продукт без сахара. Принимать по ½ ст. дважды в день в течение 1 месяца, затем сделать перерыв. Березовый сок очищает кровь и укрепляет организм.
Конечно, средства народной медицины не вылечат детский церебральный паралич, но могут существенно улучшить самочувствие ребенка, укрепить его нервную систему.